0 лет российскому рэпу: от вторичности и презрения к обескураживающему успеху

Рэп официально стал самой бесславной музыкой России: творчеством 2-ух популярных исполнителей – Моргенштерна и Оксимирона (Oxxxymiron) интересовался Следственный совет.

Первый из них, после того как глава ведомства Бастрыкин упрекнул его в торговле «наркотиками, на самом деле дела, в социальных сетях», поспешно оставил страну, 2-й ожидает итогов проверки своих текстов «на экстремизм».

Как вышло, что русский рэп, которым еще позавчера отечественная аудитория пренебрегала, сегодня стал так важным жанром, что общество обсуждает новый альбом такого же Оксимирона так бурно, будто это приказ об отмене крепостного права?

Целых 3 десятка лет понадобилось российскому рэпу (или, выше говоря, хип-хопу), чтобы на него наконец указали и назвали в нем солидный музыкальный жанр.

Начиналось все как бы перспективно: 30 лет тому назад (еще был живой СССР) в Ленинграде прошел первый рэп-фестиваль «Рэп-пик», и продолжался он целых 3 дня. Это был не только лишь пир, но также и конкурс: 1-ое место досталось команде Bad Balance. В первый раз перед большой аудиторией выступили «Термоядерный джем» и «Дубовый Гаайъ», и позабытые сейчас команды вроде T-Jam или А2. В 2016 году пир провели в московском Парке Горестного, а 1-ое место осудили коллективу «MD & C Павлов».

К тому времени в репертуаре группы «Алиса» была песня «Тоталитарный рэп», и более ранняя – «Меломан», в которой Кинчев рассказывал: «И вот напеваю вторую песню в стиле рэп». По драматичности судьбы, немного позднее, в 1990-е, иногда как раз «алисоманы» (участники очень задорной тогда «Армии «Алисы») принимали участие в многочисленных стычках с рэперами.

Самый же первый рэп на российском языке был установлен в 1984 году на альбоме, который так и носил название – «Рэп». Появился он далеко не в самом явном месте – в Куйбышеве (нынче Самара). Создателем был региональный диск-жокей Александр Астров, помогала ему группа «Час пик». В основном альбом состоял из обычной для тех пор музыкальной музыки. Однако был там и фактически рэп.

«Твердят уж очень много лет, что это просто нельзя – на российском делать рэп. Дескать, и слова у нас длинней, и твердо дело с рифмой. Кроме того в нашем языке мало ритма» – эти фразы из большой песни Астрова говорят: споры о том, можно ли разводить рэп на российской почве, шли в конце 1980-х.

Долгое время хип-хоп оставался далеким большинству населения страны. Он являлся уделом позеров, так как аудитория осуждала про это жанре в зависимости от того, что демонстрировали по ТВ.

А там можно было заметить только неуклюжие попытки пародировать восточным звездным телам в исполнении «Мальчишника», Богдана Титомира, Кристиана Рэя или Лица МС.

Солидные почитатели рэпа сбивались в закрытую субкультуру, отношение к которой снаружи иногда было так спортивным, что за «рэперскую одежду» – большие брюки, толстовка с лого рэп-исполнителя, бейсболка со специальным стилем кривым козырьком – на улице могли избить. Рэперы вызывали равновеликую враждебность и у представителей прочих подкультур, и у гопников.

С 1994 года по инициативе участников Bad Balance стал проходить пир Rap Music. В общем хип-хоп в ту пору оставался в андеграунде, впрочем эпизодически та или другая песня проталкивалась в эфир и звучала на всю страну.

К примеру, так вышло в 1993-м с треком «Буду пАгибать мАлодым» в исполнении Мистера Низкого, в 1995-м с песней «Лето пролетело» группы СТДК, в 1997-м с «Дилером» Дельфина – открывшего сольную карьеру участника «Дубового гая» и «Мальчишника».

Нельзя не сообщить и такую значительную для истории русского рэпа компанию, как «Кирпичи». Впрочем это скорее всего рок-команда, однако на нее сильно оказал влияние североамериканский рэпкор (гибрид рэпа и рока: Beastie Boys, Rage Against The Machine, Dog Eat Dog), из-за чего в ее репертуаре выяснилось достаточно много хип-хопа. Смышленые слова лидера команды Пети Васина восхищали тех, кто по старинке полагал, что рэп – это лишь ужасные рифмы и следование североамериканским неграм.

Все-таки к началу свежих не появлялось ощущения, что рэп стал в РФ чем-нибудь на самом деле значительным. Не спасли ни наступление в 1998 году русского MTV (североамериканский «головной офис» требовал больше клипов в стиле хип-хоп, однако их тогда кот наплакал), ни открывшаяся в 2000 году гулкая кампания по продвижению 17-летнего Децла.

Его песни звучали из любого утюга, однако серьезно понимать Децла было нельзя – чересчур уж было логично, что это коммерческий проект, кроме того достаточно смехотворный.

За Децлом стояло объединение, претендовавшее не много не мало на монополию в российском хип-хопе, – Bad B. Альянс, сделанный активным рэпером Шеффом из Bad Balance и кинопродюсером Александром Толмацким, папой Децла. Пробыл альянс всего несколько лет. А тем временем на сцену вышли новые герои, которым наконец удалось показать РФ хип-хоп с его самой лучшей стороны.

Изолированный принцип. Это была группа «Каста» из Ростова-на-Дону. После победы на фестивале Rap Music в 1999-м ее участники заполонили страну копиями альбома «Трехмерные рифмы», вписанного так именуемой «Объединенной Кастой» – содружеством ростовских рэперов.

Выяснилось, что «Каста» – только элита айсберга «южного хип-хопа» и что рэпа в Ростове на дону на изумление очень много. Скоро страна узнала «Песочных людей», Персонаж Диггу, Басту и других приметных жителей Ростова на дону и его окружностей.

В 2002 году «Каста» произвела альбом «Громче воды, выше травы». Песни из него попали на ТВ, на радио; особенно броским выяснилось активное участие группы в саундтреке к нашумевшему кинофильму «Антикиллер». В первый раз доступ к большой публики получил лохматый рэп «с улиц», а не копирующий западные эталоны продюсерский проект.

Группа организовала свою звукозаписывающую компанию Respect Продакшин, которая помогла прорваться другим распространенным нынче актерам, в числе которых Смоки Мо, Нойз МС, Макс Коржик.

«Каста» с годами стала в каком-то смысле энциклопедией русского рэпа – ее музыка развивалась и умнела, вбирая в себя все новые веяния в хип-хопе, помимо, наверное, моды на безумие, вернувшейся в середине 2010-х.

Время бурного повышения. На результат ростовчан оперативно отозвался внимательный к конъюнктуре лидер «Ленинграда» Сергей «Шнур» Шнуров. На альбоме «Для миллионов» (2003) было очень много рэпа; как раз с данной пластинки стартовала стадионная популярность «Ленинграда». Тем не менее, Шнур скоро к рэпу охладел и пришел к обычной песенной фигуре.

За несколько месяцев в конце свежих лицо русского рэпа сильно поменялось. Стартовал расцвет – в разных городах являлись сотни новых исполнителей.

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий